Сейчас 11 гостей онлайн
 20 февраля в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Ассоциацией судебно-медицинских экспертов была проведена плановая научно-практическая конференция «Непрерывное медицинское образование врачей судебно-медицинских экспертов. Профессиональный стандарт “врач ‒ судебно-медицинский эксперт” и “специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием”», аккредитованная Координационным советом по развитию НМО Минздрава РФ.

Открывает конференцию профессор В.А. Клевно
 
Подробнее ...
 20 февраля в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского Ассоциацией судебно-медицинских экспертов была проведена плановая научно-практическая конференция «Непрерывное медицинское образование врачей судебно-медицинских экспертов. Профессиональный стандарт “врач ‒ судебно-медицинский эксперт” и “специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием”», аккредитованная Координационным советом по развитию НМО Минздрава РФ.

Открывает конференцию профессор В. А. Клевно
 
Тематическое ядро этой конференции разработано программным комитетом Ассо-циации СМЭ в контексте изменений, прописанных в Приказе МЗ РФ № 898н от 12 декабря 2018 года, в части изменения этапов и сроков аккредитации специалистов, имеющих ме-дицинское, фармацевтическое или иное образование, а также внедрения новых правил до-пуска к медицинской деятельности, направленных на реализацию кадровой политики в рамках приоритетного национального проекта «Здравоохранение», предусматривающего в том числе и обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами. 
В ходе конференции были обсуждены изменения в регламентах Минздрава РФ. В частности, КУПЕЕВА Ирина Александровна заместитель директора департамента меди-цинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ, дала разъяснения по вступившим в силу нормативно-правовым документам и уточнила, что сроки перехода к процедуре аккредитации Минздрав отложил на год. Таким образом, пер-вичную аккредитацию в 2019 году будут проходить ординаторы, а первичную специали-зированную аккредитацию – лица, прошедшие профпереподготовку, пока только по шести специальностям: неврология, кардиология, общая врачебная практика (семейная медици-на), онкология, педиатрия и терапия. При этом, как пояснила Купеева И. А., в переходный период будут действовать две системы допуска к медицинской деятельности (сертификаты и аккредитация).
 
 
С докладом выступает И. А. Купеева, д.м.н., заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики
Министерства здравоохранения РФ
 
Разъясняя порядок прохождения аккредитаций – первичной и первичной специализированной в 2019 и 2020 годах, и очередной (в последующие годы) –– Купеева И. А. остановилась на технологиях их прохождения. Это не формальная замена сертификации врачей их аттестацией ‒ подчеркнула докладчица, ‒ а абсолютно новая процедура, которая будет опираться на утвержденные профессиональные стандарты в здравоохранении.
При оценке квалификации специалиста в новой парадигме непрерывного медицинского образования становится актуальным принцип: «в оценке знаний не участвует тот, кто учит». Это направлено на повышение уровня квалификации специалистов, работающих в разных эшелонах сферы здравоохранения. Если раньше каждая медицинская организация сама разрабатывала тесты для оценки квалификации, то теперь аккредитация проводится по единой федеральной базе оценочных средств, к формированию и актуализации которой привлечены эксперты федерального методического центра, действующего на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова МЗ РФ.
Кроме того, представитель Минздрава дала разъяснения по измененному порядку трудоустройства выпускников, прошедших процедуру аккредитации специалистов. По ее словам, до конца года планируется принять профстандарты практически по всем основным должностям работников сферы здравоохранения. Это позволит внести коррективы в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а затем разработать соответствующие примерные основные образовательные программы (ПООП). Как было отмечено заместителем директора департамента медицинского образования и кадровой политики МЗ РФ, предстоит сделать еще очень много, в том числе – в части формирования методического материала по подготовке лиц с «иным профессиональным образованием», т. е. немедицинским. Их число будет расти как в отрасли в целом, так и в судебно-медицинской экспертизе в частности.
Это подтвердил и д. м.н., профессор, заведующий кафедрой судебной медицины ФУВ МОНИКИ, президент Ассоциации судебно-медицинских экспертов, начальник ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Московской области КЛЕВНО Владимир Александрович. По его оценке, для сообщества судебно-медицинских экспертов именно указанный блок проблем в настоящий момент обозначился особенно остро. Дело в том, что во флагманских отделениях службы СМЭ работают эксперты-химики, генетики, биохимики, биологи и пр. специалисты с «иным образованием», а также специалисты с фармацевтическим образованием. Но с марта текущего года – по новым правилам – возможность приёма на работу в учреждения СМЭ специалистов с высшим фармацевтическим образованием исключается.
 
В работе НПК приняли участие эксперты, курирующие проблемы развития реформы последипломного образования специалистов системы здравоохранения. В частности, о достижениях, связанных с постепенным внедрением НМО, и о планах на 2019 год собравшимся рассказал к.м.н., член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, официальный представитель AMEE, заместитель председателя правления АСМОК, заместитель главного редактора журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» БАЛКИЗОВ Залим Замирович.
 
 
С докладом выступает З. З. Балкизов, член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России
 
Он сделал акцент на методах повышения качества образовательных услуг для вра-чей, выразив убежденность в том, что для достижения основных образовательных целей необходимо контролировать качество содержания образовательных мероприятий и забо-титься о разнообразии их форм.
 
 
С докладом выступает В.А Плякин, советник Президента Союза «Национальная Медицинская Палата».
 
Анализируя итоги работы прошедшего 2018 года, ПЛЯКИН Владимир Анатольевич, к.м.н., руководитель учебноклинического отдела НИИ НДХиТ ДЗ г. Москвы, советник Президента Союза «Национальная Медицинская Палата», указал на причины, по ко-торым работа по подготовке профессиональных стандартов, которая ведется совместно с врачебным сообществом, еще далека от завершения. Анонсируя задачи на текущий год, он сообщил о том, что предполагается провести большую работу в части актуализации профстандартов по номенклатуре должностей. 
 
Своей точкой зрения на то, что, что уже сделано, и что нас ждет, поделился с коллегами, доцент кафедры судебной медицины РНИМУ им. Н. И. Пирогова БУРОМСКИЙ Иван Владимирович. Он призвал участников конференции оценить возможности новых технологий, использование которых способно обеспечить не только совершенствование профессиональных навыков и знаний, но и постоянное расширение набора метакомпетен-ций. Этого, в частности, следует ожидать после запланированного внедрения технологии организации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для специалистов, работающих в сфере здравоохранения. Главная идея ИОТ заключается в том, что, выбирая и корректируя свою образовательную траекторию, врачи в итоге могут скомпоновать собственный набор уникальных компетенций.

С докладом выступает профессор И. В. Буромский
 
Сегодня способность к самоопределению и управлению собственным развитием в условиях быстроменяющегося социально-экономического пространства становится одним из ключевых ресурсов каждого специалиста.  То есть в зависимости от целей конкретного врача, его индивидуальная образовательная траектория может быть выстроена разными путями, которые он вправе выбирать самостоятельно, исходя из специфики той задачи, ко-торую в настоящий момент считает для себя приоритетной. Таким образом, ИОТ открывает специалисту возможности для реализации собственных образовательных потребностей на основе осознанных познавательных и профессиональных интересов. Это приведет к тому, что абсолютно одинакового набора осваиваемых дисциплин у врача не будет. Другими словами, ИОТ – прямой путь к освоению специалистом уникальных компетенции, обладание которыми обеспечит многократное повышение его ценности на рынке труда.
 
 
С докладом выступает Хромова Л. Э., заместитель декана ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского
 
По мнению заместителя декана ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского ХРОМОВОЙ Людмилы Эдуардовны, в настоящее время наиболее эффективное решение проблемы дефицита квалифицированных кадров в медицинских организациях Москов-ской области заключается в скорейшей интеграции профессиональных стандартов в систему подготовки и аккредитации медицинских работников. Необходимы реперные точки, опираясь на которые можно заняться разработкой адекватных ПООП (примерная основная образовательная программа) с учетом тех трудовых функций, которые прописаны в профессиональных стандартах. 
 
КИСЛОВ Максим Александрович, д.м.н., профессор кафедры судебной медицины ФУВ МОНИКИ рассказал об опыте создания электронных модулей по специальности «судебно-медицинская экспертиза», рассматривая их как один из элементов системы непрерывного медицинского образования. Он отметил, что в тестовом режиме удалось понять, каким именно должен быть уровень сложности модулей по квалификационным признакам. С учетом этого, дальнейшая работа над их созданием будет более целенаправленной и сбалансированной.
 
 
С докладом выступает д.м.н М.А Кислов
 
К конференции были подготовлены доклады, посвященные анализу внедрения системы НМО в отдельно взятом субъекте – ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». В частности, доцент кафедры судебной медицины ФУВ МОНИКИ, к. м.н., ЛЫСЕНКО Олег Викторович раскрыл роль кафедры судебной медицины в отработке модели непрерывного медицинского образования. В докладе, представленным доцентом кафедры судебной медицины ФУВ МОНИКИ, заместителем начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по организационно – методической работе МАКСИМОВЫМ Александром Викторовичем, был представлен опыт руководителей организации, уже интегрированной в систему непрерывного медицинского образования. 
 
Как пояснил В.А Клевно, эксперимент по внедрению системы НМО в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», рассмотренный его коллегами с разных ракурсов, следует считать «действующей моделью» по отработке идеи НМО на практике. По признанию начальника бюро, тестируемая «модель» демонстрирует как преимущества системы НМО, так и возникающие проблемы. Например, изменения, изложенные в проектах новых нормативно-правовых документов, сразу же обозначили юридические коллизии, которые требуют незамедлительного решения. В их числе профессор В. А. Клевно перечислил актуализацию профессионального стандарта «Врач – судебно-медицинский эксперт» (он был разработан Ассоциацией СМЭ и уже утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 144н от 14 марта 2018 года); принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); упорядочение номенклатуры должностей с четким определением функций для специалистов с высшим фармацевтическим образованием, чтобы обеспечить возможность приёма их на работу в учреждения СМЭ. Без этого дальнейшее существование ключевых сотрудников в системе СМЭ будет считаться нелегальным, что поставит под угрозу жизнеспособность самой системы, заключил главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Московской области. Решение выявленных проблем начнется в самое ближайшее время, заверил участников конференции В. А. Клевно.
 
 
Участники конференции
 
Полная видеоверсия конференции https://www.youtube.com/watch?v=tID4q_cvP1Y
 
Пресс-служба Ассоциации СМЭ
 
 
 
 

Вложения:
Скачать файл (20.02.19.zip)20.02.19.zip[Доклады участников конференции]