Суррогатное бесправие С суррогатным материнством в России сегодня связано немало громких скандалов. Ситуация обострилась до такой степени, что звучат призывы запретить суррогатное материнство в нашей стране законодательно. При этом, в основе большинства резонансных случаев лежит именно несовершенство законодательной базы. Несмотря на то, что в нашей стране генетическим родителям законом разрешено воспользоваться услугами суррогатной матери по вынашиванию и рождению ребенка, права как биологических родителей, так и самого ребенка крайне слабо защищены. И это является одной из проблем. Настоящий обзор подготовлен по материалам статей экспертов Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата». Если суррогатная мама передумает В нашей стране нет отельного закона, который бы регулировал суррогатное материнство, но различные положения о нем закреплены сразу в нескольких правовых документах. В первую очередь в статье 55 («Применение вспомогательных репродуктивных технологий») Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регулирует основные положения о суррогатном материнстве. Более детально порядок применения метода прописан в приказе Минздрава России № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению». Положения о суррогатном материнстве содержатся также в Семейном кодексе РФ и в Федеральном законе № 143=ФЗ «Об актах гражданского состояния». Одной из главных проблем и противоречий данных правовых актов является то, что законодательство РФ в первую очередь направлено на защиту прав суррогатных матерей, а не потенциальных родителей ребенка. Так, согласно пункту 4 статьи 51 Семейного кодекса РФ «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Таким образом, приоритет по закону имеет суррогатная мать, а не биологические родители. Пункт 5 статьи 16 Федерального закона № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» гласит, что: «При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка». В судебной практике известны случаи отказа передачи детей потенциальным родителям. В отношении этого есть особое мнение судей Конституционного суда РФ. Судья Конституционного суда Сергей Князев, заявил, что «закрепляя исключительную прерогативу суррогатной матери в разрешении вопроса о наделении генетических (биологических) родителей материнскими и отцовскими правами, законодатель остается безучастным к интересам лиц, чьи половые клетки использовались для оплодотворения женщины, вынашивающей плод. Тем самым создается легальная почва для нарушения баланса конституционных ценностей и умаления прав и законных интересов не только генетических родителей, но и ребенка, рожденного в результате применения соответствующей вспомогательной репродуктивной технологии». Судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев, сказал: «Семейное законодательство, закрепляя приоритет в решении вопроса об установлении юридических отношений между родителями и ребенком за суррогатной матерью, порождает проблему обеспечения баланса прав и интересов генетических родителей и суррогатной матери». Подробнее...
Под надзором прокурора Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. О том, как прокурорский надзор способствует профилактике правонарушений в здравоохранении, рассказал Яков Кокурин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Мордовия на прошедшей конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения». Что находят прокуроры Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения в сфере здравоохранения весьма распространенное явление. Так, в Республике Мордовия актуальными остаются вопросы несоответствия федеральному законодательству республиканской программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, ненадлежащего льготного лекарственного обеспечения, в том числе недофинансирования данного направления, несоблюдения условий хранения лекарственных препаратов, отсутствия в учреждениях здравоохранения необходимого медицинского оборудования, отсутствия в аптеках лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарств и т. п. Подобные нарушения характерны и для других регионов. Нарушения законодательства требуют от прокуроров принятия решительных и, главное, своевременных мер по устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и хозяйствующих субъектов. Например, ежегодно прокуратура Республики обращает внимание органов власти на занижение утвержденных республиканской программой госгарантий нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и региональных подушевых нормативов финансирования, отсутствие в ней ряда лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, а также с 50-процентной скидкой. И меры прокурорского реагирования способствовали выделению дополнительных бюджетных средств на финансирование региональной программы в размере более 500 тыс. рублей, включения в нее более 100 наименований лекарственных препаратов для обеспечения льготников. В этом году прокурорского вмешательства требовали факты необеспечения непрерывных поставок лекарственных препаратов, ненадлежащего управления товарными запасами, недофинансирования льготного лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета. После нашего вмешательства дети, страдающие юношеским полиартритом, обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, выделены дополнительные денежные средства на приобретение лекарств для региональных льготников в размере более 144 млн. руб. Районными прокурорами ежегодно пресекаются факты необоснованного отказа медицинскими работниками в выписке рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия. Были выявлены факты приобретения пациентами при стационарном лечении лекарственных препаратов, включенных в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Принимались меры реагирования по фактам отсутствия необходимого оборудования, простоя дорогостоящего медицинского оборудования, использования непроверенного медицинского оборудования, оборудования с истекшим сроком службы. Медицинскими работниками допускались нарушения условий хранения лекарств, в том числе с истекшим сроком годности. Прокуратура неоднократно пресекала факты отсутствия в фармацевтических организациях минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. В условиях распространения коронавирусной инфекции прокуроры обращали внимание на необеспечение оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и доставки их на дом, отсутствие у медицинского персонала, обслуживающего кислородное оборудование, соответствующих знаний и допуска. Также в 2021 году прокурорами пресекались факты осуществления медицинской деятельности без лицензии во вновь открытых фельдшерско-акушерских пунктах. Нередко выявляются факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным. В республике прокуратурой был выявлен вопиющий факт несвоевременного определения медицинскими работниками показаний для хирургического вмешательства. Пациента с аппендицитом 11 часов возили из одной больницы в другую, положили в стационар там, куда он поступил первоначально, прооперировав, спустя практически 6 часов, что привело к развитию осложнений, а вскоре к смерти. И по данному случаю материал прокурорской проверки направлен в следственный комитет, возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), проводится расследование. Всего за 2020 г. – истекший период 2021 г. Прокуратурой Республики в сфере здравоохранения выявлено свыше 1300 нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 300 лиц. Подробнее...
Безопасный контроль Медицинские организации в своей деятельности постоянно сталкиваются с различными проверками контролирующими органами, в том числе с государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности, которые осуществляет Росздравнадзор. Как показывает правоприменительная практика ведомства, инспекторы Росздравнадзора сталкиваются с достаточно большим числом нарушений со стороны медицинских организаций. При этом к подобным проверкам можно и нужно правильно готовиться, что позволит не только избежать административных взысканий, но и улучшит качество медицинской помощи. О том, какие нарушения чаще всего допускают медорганизации и о профилактических мерах по их предотвращению, читайте в статье, которая подготовлена по мотивам выступления Галины Прибежищей, руководителя территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю на конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения» в Краснодаре. Все проверки качества и безопасности медицинской деятельности, которые проводит Росздравнадзор, можно разделить на 2 большие группы – плановые и внеплановые. Периодичность плановых проверок зависит от категории риска медорганизации. Организации с чрезвычайно высоким риском подпадают под плановые проверки ведомства 1 раз в год, с высоким риском – 1 раз в два года, значительным риском – 1 раз в три года, в организациях с низким риском плановые проверки не проводятся. Как свидетельствует статистика, большинство медицинских организаций относятся к учреждениям с низкой степенью риска. Например, в Краснодарском крае из подконтрольных Росздравнадзору 5 485 медицинских организаций, 5 056 – с низкой степенью риска. Таким образом, большая часть контрольных мероприятий органами Росздравнадзора провидится внепланово, если для этого основания. К тому же, из-за пандемии коронавируса, с апреля 2020 года в ежегодный план проверок были внесены изменения – все плановые проверки медорганизаций были прекрашены до конца 2020 года. А все внеплановые проверки и документарные, и выездные должны были быть согласованы с прокуратурой (в обычном режиме для документарной проверки медицинской организации согласования с прокуратурой не требуется). В 2021 году в план проверок Росздравнадзора не вошли медицинские организации, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства (на медицинские организации государственной формы собственности данное правило не распространяется). Но сокращение плановых визитов контролеров не устраняет вероятности внеплановых проверок. Существует несколько основных направлений государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Предметом контроля инспекторов Росздравнадзора являются соблюдение медорганизациями следующих пунктов: прав граждан в сфере охраны здоровья, лицензионных требований при медицинской деятельности, порядков оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медосмотров и освидетельствований, требований по безопасному применению медицинских изделий, соблюдение медицинскими работниками ограничений, которые налагаются на них законом, соблюдение требований к организации и проведению как ведомственного, так и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и др. Статистика Росздравнадзра говорит о том, что заметна тенденция к снижению общего количества составленных протоколов по административным правонарушениям по результатам проверок в течение последних трех лет. Однако правоприменительная практика ведомства говорит и о том, что есть несколько направлений деятельности медицинских организаций, нарушения в сфере которых до сих пор часто служат причиной для возбуждения административных дел. Можно выделить три основных блока нарушений, которые влекут за собой административную ответственность: - - не соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- - обязательность исполнения порядков оказания медицинской помощи;
- - осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Подробнее...
Не тяните с адвокатом Возросшее за последние годы количество уголовных и гражданских дел по так называемым «врачебным ошибкам» заставляет медицинское сообщество задуматься о том, что качество правовой защиты необходимо повышать, в частности, развивать сотрудничество с адвокатурой. О роли адвоката при обвинении медицинских работников по уголовным делам, о значении его участия в гражданских спорах по исковым заявлениям пациентов к медицинским организациям, рассказал Виталий Баранов, адвокат Краснодарской краевой общественной организации медицинских работников, на конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения». Право на защиту Основными принципами уголовного судопроизводства является соблюдение законности при производстве по уголовным делам, охрана прав и свобод гражданина, презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Законодательством предусмотрено, что статус подозреваемого лицо приобретает в следующих случаях: - • возбуждения в отношении него уголовного дела;
- • задержание в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;
- • в случае применения меры пресечения до предъявления обвинения;
- • в случае уведомления о совершении преступления.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; вынесен обвинительный акт; составлено обвинительное постановление. В качестве защитников подозреваемого и обвиняемого участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника может быть допущен наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Чтобы четко представлять какие услуги оказывает адвокат, обратимся к закону. Федеральный закон N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» гласит, что, оказывая юридическую помощь, адвокат: - • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
- • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
- • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
- • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
- • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
Подробнее...
|